Резкое подорожание на рынке LPG: почему заправлять машины автогазом скоро станет невыгодно

Автогаз дорожает: что изменится для водителей в условиях нового ценового тренда

С наступлением осени на украинском рынке автогаза сложилась непростая ситуация из-за резкого подорожания, что не могло не привлечь внимание как автовладельцев, так и аналитиков рынка. Одной из причин повышения цен стали новые акцизы на топливо, введенные с 1 сентября. Верховная Рада приняла это решение еще летом, однако реальные изменения на заправках начались с октября, когда стали поступать новые партии газа уже по более высоким ценам. Кроме этого, сезонный скачок спроса в Европе на фоне приближения зимнего периода также привел к росту стоимости горючего. "Комментарии" попытались разобраться более подробно в причинах существенного повышения цен на автогаз и спрогнозировать, что ждет украинских автовладельцев в ближайшие месяцы.

Акцизные нагрузки и изменения на рынке LPG

Одной из главных причин подорожания большинство экспертов называют новые акцизы на автогаз, которые оказали существенное влияние на себестоимость этого горючего. Глава Украинской ассоциации сжиженного газа Станислав Батраченко пояснил, что расчетная себестоимость LPG теперь составляет примерно 59 тысяч гривен за тонну. Хотя остатки старых запасов несколько сдерживают резкий рост, цены на рынке стабильно повышаются.

Законодатели планируют постепенное повышение акцизов на горючее в течение следующих нескольких лет. К 2028 году, в частности, акцизный сбор на автогаз вырастет с текущих 148 евро за тонну до 250 евро. Это означает, что стоимость автогаза может расти каждый год, что повышает риски для автомобилистов, использующих это горючее.

Дефицит LPG на европейском рынке и влияние России

Помимо внутренних факторов важную роль в подорожании LPG играет ситуация на европейском рынке. Хотя страны ЕС значительно сократили закупки российского LPG, полностью отказаться от них они пока не смогли.

Польша, один из основных поставщиков автогаза для Украины, еще зависит от российских поставок, что также способствует дефициту. Вместе с другими странами ЕС в Польше используют сжиженный газ не только для заправки автомобилей, но и отопления помещений. Это заставляет польских трейдеров ограничивать объемы экспорта в Украину и поднимать цены, что неизбежно привело к увеличению спроса на LPG с началом осени.

Европейские компании используют разные методы, чтобы избежать санкций, смешивая российский газ с горючим других стран и таким образом изменяя его происхождение в документах. Однако цена такого горючего все равно значительно выше привычных показателей.

Кроме того, с 20 декабря Евросоюз приостановит закупки LPG из России, что станет дополнительным фактором для дефицита этого ресурса на европейском рынке. Как отмечает эксперт Геннадий Рябцев, европейские трейдеры пытаются накапливать запасы, что значительно уменьшает возможности поставки газа в Украину. Это создает нестабильность на рынке сжиженного газа в Европе, и Украина тоже ощущает это влияние.

Транспортные барьеры и ситуация на границе

Еще одним фактором, влияющим на стоимость автогаза в Украине, есть трудности с транспортировкой этого горючего из Европы. Польские водители время от времени проводят блокады на пограничных пунктах пропуска, требуя решения своих проблем. Из-за этих блокад импорт LPG существенно замедляется. Так, на проезд через границу в прошлый осенне-зимний сезон, украинским водителям иногда нужно было потратить больше недели. Это негативно сказывается на ценообразовании, ведь перевозчики вынуждены поднимать цены из-за задержек и дополнительных расходов.

По словам эксперта консалтинговой группы "А-95" Артема Куюна, очереди на границе приводят к росту цен на автогаз на 1 гривну за неделю блокады. Поэтому если эта тенденция возобновится в ближайшие месяцы, цена может подняться на несколько гривен за литр.

Повышение расходов для домохозяйств и потребителей баллонного газа

Кроме автомобилистов, подорожание автогаза коснулось и домохозяйств, использующих газ в баллонах для бытовых нужд. По данным Украинской ассоциации сжиженного газа, рынок газа в баллонах испытал резкий рост с начала войны, что привело к увеличению объемов импорта и производства этого типа газа. Многие домохозяйства, особенно в прифронтовых зонах, все больше зависят от LPG для отопления, и цена этого ресурса не регулируется государством.

Кроме того, значительная часть рынка остается в тени, поскольку многие потребители заправляют газовые баллоны на обычных автомобильных заправках без надлежащего оборудования. Это не только создает риски безопасности, но и влияет на общий рост цен, поскольку спрос на газ в баллонах продолжает расти.

Какой будет цена автогаза в ближайшие месяцы: прогнозы экспертов

Прогнозируя цены на отечественном рынке LPG , следует помнить, что Украина полностью полагается на импорт горючего, поэтому нужно учитывая глобальные факторы. Во-первых, цены на нефть на мировых рынках в последнее время стабилизировались, что оказывает положительное влияние на стоимость бензина и дизельного топлива. Однако автогаз продолжает дорожать из-за специфических проблем с его поставкой. Во-вторых, ситуация на европейском рынке LPG будет оставаться нестабильной, особенно после того, как ЕС окончательно прекратит закупки российского LPG с декабря этого года.

Аналитики прогнозируют, что до конца года средняя цена за литр автогаза может достигнуть 40 гривен или даже превысить данный показатель. Это может существенно изменить отношение украинских автовладельцев к LPG как к экономическому топливу. Водители, установившие газобаллонное оборудование, могут столкнуться с необходимостью пересмотра расходов на топливо или даже возврата к использованию дешевеющих бензина или дизельного топлива.

В настоящее время автогаз, ранее считавшийся бюджетным вариантом для автомобилистов, стремительно теряет свою привлекательность из-за высоких акцизов, сезонного спроса на европейском рынке и транспортных препятствий. Несмотря на то, что правительство предусматривает дальнейшее повышение акцизов постепенно к 2028 году, уже сейчас эта тенденция оказала большое влияние на рынок.

Для потребителей, особенно тех, кто активно использует автогаз, важно следить за динамикой цен и рассматривать возможные альтернативы. В условиях стабилизации цен на бензин и дизельное топливо на мировом рынке, украинские автомобилисты могут рассмотреть возможность возврата к использованию этих видов топлива, поскольку они пока остаются более стабильными в ценовом плане.

Этот год показал, насколько важна диверсификация рынка горючего в Украине и уменьшение зависимости от европейских поставщиков. В перспективе Украине следует развивать собственное производство LPG, что позволит обеспечить большую стабильность цен и снизить влияние внешних факторов на рынок.