Транспортный безвиз для Украины: какой будет эффект для экономики - что не учли в правительстве

Эксперты рассказали, как будет работать "транспортный безвиз" и почему важно отменить таможенные платежи

Президент Украины Владимир Зеленский в вечернем обращении 29 июня, среди прочего, рассказал о транспортном безвизе с ЕС (по его словам, это соглашение позволит увеличить экспорт украинских товаров автомобильным транспортом) и заявил, что у Украины будет "дорожная карта" – четкий план действий, необходимых для вступления в ЕС. Документ представят 1 июля. Как оцениваете подписанное соглашение? Какова вероятность, что "дорожная карта", которую презентуют завтра, ускорит евроинтеграцию Украины? Что еще может ускорить данный процесс?

Транспортный безвиз позволит экспортировать больше продукции

Кандидат экономических наук, экс-директор по развитию бизнеса АО "Укрзализныця" Андрей Рязанцев называет подписание транспортного безвиза - значимым шагом, направленным на увеличение товарооборота между Украиной и Европой автомобильным путем.

"Ранее у Украины и соседних стран было немало проблем с получением разрешений на пересечение границы по количеству грузовых авто. А нам нужно разрешать зерновой кризис, ставший последствием российской агрессии (заблокированы порты). К тому же, транспортный безвиз позволит нашим предпринимателям более широко использовать снятие пошлин странами Европы при везении продукции украинского производства", – поясняет эксперт.

Кроме автомобильного, у нас есть и жд-транспорт. Но там существуют проблемы в связи с разной шириной колеи в Украине и странах ЕС. Так что автомобильные пути выглядят наиболее универсальным способом транспортировки грузов, в том числе вывоза зерна.

"Кстати, что касается зерновых. На мой взгляд, следует увеличивать переработку внутри Украины. Так можно и сократить объемы вывоза (с тонны зерна получается около 600 кг муки), и увеличить дополнительную стоимость продукта", – говорит Андрей Рязанцев.

Комментируя намерение властей представить "дорожную карту" для вступления в ЕС, он отмечает:

"Ускорившийся процесс евроинтеграции Украины, запущенный после получения статуса кандидата в члены Евросоюза, требует четкого взаимодействия всех вертикалей власти, общественности. Чтобы как можно быстрее дойти до конечной цели (полноценное членство в ЕС), нужен документ, четко прописывающий и последовательность шагов, и процесс взаимодействия, и сроки (чтобы это не растянулось на десятки лет). Но, с моей точки зрения, условия, которые выставляет ЕС для Украины как обязательные для вступления в данное объединение, стоит еще предметно обсуждать. Какие мы можем выполнить, учитывая нынешнюю ситуацию, а какие пока – нет. Ведь кроме определенных изменений в законодательстве и даже в ментальном восприятии некоторых вещей, нам надо будет еще и отстраивать державу. И тут, мне кажется, Европа должна пойти Украине навстречу, ускорив процедуру вступления. Что поможет нам быстрее восстановиться после нашей обязательной победы над российским агрессором".

Для позитивного эффекта еще нужно временно отменить платежи и пошлины на украинской границе

Эксперт Украинской фабрики мысли Юрий Гаврилечко рассуждает так:

"Начнем с того, что никакого "транспортного безвиза" нет, не было и даже не предполагалось вводить. Это красивая фраза и не более того. Однако, завершившиеся на этой неделе переговоры о том, что в течение ближайшего года (с возможностью пролонгации этого периода) украинским водителям для транспортировки грузов в ЕС не потребуется иметь водительские права международного образца, поскольку ЕС признает на этот период действие наших документов (а мы, соответственно, водительских прав стран-членов ЕС) – это однозначно позитивный момент во взаимной торговле".

Правда, продолжает эксперт, для того чтобы эффект от этого позитива был сейчас максимальным, надо убрать внутренние барьеры для перевозок.

"А именно: ликвидировать таможню (на время войны - полностью и без исключений) убрать таможенные платежи, сборы и пошлины с украинской стороны (для чего президенту необходимо было бы вернуть в парламент со своим вето законопроект об их возврате с 1 июля этого года, а не подписывать его), предоставить возможность выезжать за рубеж и возвращаться, соответственно, обратно мужчинам в возрасте от 18 до 60 без всяких препятствий. Тогда эффект о либерализации процедуры перевозок будет максимальным", – считает Юрий Гаврилечко.

Что же касается собственно евроинтеграции (в том числе всякого рода "дорожных карт"), то это – параллельный процесс, отмечает эксперт.

"Переговоры о либерализации режима автоперевозок шли примерно год – и решение ЕС о либерализации стало уже третьим по счету, после аналогичных мер относительно авиаперевозок и жд-перевозок", – напоминает Юрий Гаврилечко.

Как сообщал портал, между Украиной и Молдовой возобновят железнодорожное сообщение.