Минфин готовит новый налог: на что его введут – в этом решении больше пользы или абсурдности
В НБУ заявили, что поддерживают идею Минфина
В Минфине разрабатывается налог в размере 10% на покупку валюты для импорта всех товаров и услуг. Причем НБУ идею поддержал. При этом есть угроза, что 100% его внедрения создаст серый рынок импортируемых товаров, МПБ будут использовать крипту и развивать "валютный туризм" (грн же можно обменять в банках других стран на валюту без налогов), цена на большинство импортируемых товаров подрастет, что спровоцирует следующий виток инфляции. В итоге общие потери экономики, скорее всего, превысят ожидаемые доходы. Оправдано ли такое решение НБУ и Минфина? Не целесообразнее было бы ввести налог на покупку валюты физическими лицами через кассы банков и обменных пунктов? Издание "Комментарии" с этими вопросами обратилось к экспертам.
Вводя предлагаемый налог, на старте получаем к 20% НДС на импорт еще 10% на покупку валюты для импорта всех товаров и услуг
Финансовый эксперт, экономист Алексей Кущ рассуждает так:
Тем же фермерам, продолжает эксперт, необходимо от экспорта сырья переходить к его переработке. То есть, не просто экспортировать зерно, но – сделанную из него муку, спирт или биоэтанол. Всё это требует закупки технологий и оборудования, которые у нас в основном импортные.
По его мнению, если хотим защитить внутренний рынок от импортных товаров, которые можем сами производить, достаточно просто вводить дифференцированные импортные пошлины. И в 15, и в 20 процентов.
А вот введение общего налога в 10% на весь импорт, уверен он, лишает нас возможности дифференциации, уничтожая при этом любые новые проекты.
Введение налога на покупку валюты физлицами через кассы банков и обменных пунктов тоже ни к чему хорошему не привело бы, уверен он.
Алексей Кущ аргументирует:
Идея увеличения доходов бюджета путем введения именно 10-процентного сбора на импортные товары и услуги требует обсуждения, анализа и оценки
Аналитик "Центра разумных решений" Вячеслав Черкашин отмечает, что по информации налоговой службы, в январе – июле текущего года в государственный бюджет поступило на 79,1 млрд грн (или на 23,3 процента) больше соответствующего периода в прошлом году. Прирост доходов местных бюджетов также положителен +23,4 млрд грн. В то же время, международные резервы Украины по оперативным данным находятся в стабильном состоянии – в июле они снизились лишь на 2% и составили 22,39 млрд долл. США.
Платежный баланс, подчеркивает аналитик, также не вызывает значительных опасений – в первом полугодии 2022 года был сведен с профицитом 3,7 млрд долл. США.
Учитывая это, продолжает он, необходимость введения 10-процентного сбора на импортные товары и услуги не выглядит идеальным и взвешенным решением. Более того, его внедрение несет несколько весомых рисков.
Первый – ускорение инфляционных процессов в части ее импортной составляющей.
Второй риск – учитывая размер пожеланий Правительства и НБУ (фактически, вводится новый налог в 10%), вполне вероятна негативная реакция бизнеса в части распространения схем избегания его уплаты или даже роста объемов контрабанды. "При этом, как мы наблюдаем, таможня еще не начала работать эффективно", – акцентирует Вячеслав Черкашин.
Поэтому, констатирует он, идея увеличения доходов бюджета путем введения именно 10-процентного сбора на импортные товары и услуги требует, как минимум, более основательного обсуждения, анализа и оценки.
Читайте также на портале "Комментарии" - как остановить ядерный шантаж Путина – почему Кремль пошел на такое безумие.