Крах экономики или невидимая угроза: к чему приведет дефицит бюджета-2021

Журналисты портала «Комментарии» вместе с экономистами разбирались, так ли страшна бюджетная дыра Украины и за счет чего ее будут «латать»

Начало недели ознаменовалось презентацией проекта Госбюджета на 2021 год. Надо сказать, что главная смета страны каждый раз не устраивает экономистов, традиционно вызывая шквал критики. Не стал исключением и нынешний документ. Эксперты уверены: бюджет выполнен не будет, поскольку его основные параметры "взяты с потолка". Причем, если одни экономисты не верят в выполнение доходной части документа, то другие убеждены, что он не будет выполнен по расходам.

Дефицит плюс госгарантии

Представляя проект бюджета-2021, министр финансов Сергей Марченко отметил, что его доходы определены на уровне 1071,1 млрд грн, расходы – 1350,1 млрд грн.

"Дефицит установлен на уровне 270,4 млрд грн, что составляет 6% ВВП и меньше показателя текущего года на 1,5 п.п. (в 2020-м – 7,5% ВВП). В среднесрочной перспективе планируется его постепенное снижение: в 2022 – 4,5% ВВП; в 2023 – 3% ВВП", – сказал Марченко.

Эти цифры не укрылись от внимательных глаз экспертов, по мнению которых дыра в бюджете неоправданно велика.

"Гигантский дефицит бюджета – 270 млрд грн! – отметил экономист Тарас Козак на своей странице в соцсети. – Это 6% от ВВП Украины. Приемлемым в нормальных условиях считается дефицит до 3% ВВП. Переживаю, что в условиях высокой коррупции и при отсутствии реформ правоохранительной и судебной систем, эти средства могут быть просто разворованы".

Кроме того, эксперт указал на скрытый дефицит бюджета – государственные гарантии. В частности, только на строительство дорог предусмотрено 71 млрд грн гарантий. По словам Козака, традиционно госгарантии в Украине превращаются в будущие расходы бюджета.

По мнению экономиста Всеволода Степанюка, цифры доходной части бюджета завышены. Эксперт считает, что в этом году украинскую экономику ждет падение не менее чем на 10%, а при таких условиях выполнить план по доходам будет крайне сложно, особенно учитывая, что правительство даже не намекнуло, за счет чего планирует расти в следующем году.

"Основные параметры бюджета говорят о том, что мы еще больше залезаем в долги, – замечает в беседе с "Комментариями" глава Национального совета экономического развития Алексей Дорошенко. – Источников наполнения нет, поскольку налоги взимаются все хуже и хуже. Бизнес "лег", люди покупают все меньше, а это минус по НДС, налоги с зарплат также оставляют желать лучшего. Так что дефицит будет покрываться за счет выпуска государственных ценных бумаг, эмиссии и международных займов".

Вопросы к реалистичности

Глава Минфина на презентации бюджета заявил: важно, чтобы при обработке законопроекта в парламенте был сохранен баланс показателей бюджета и его реалистичность. Это нужно для того, чтобы его можно было выполнять и профинансировать все расходы в полном объеме – социальные выплаты, мероприятия по борьбе с пандемией, финансово обеспечить сферу образования, медицины, культуры, поддержать обороноспособность страны, реализовать возможности для развития.

"Да, это действительно бюджет возможностей для развития экономики страны", – резюмировал Марченко.

Однако эксперты, опрошенные "Комментариями", практически единодушны в мнении, что как раз с реалистичностью у этого документа большие проблемы.

"Цифры роста экономики в следующем году более чем на 4% взяты с потолка, просто чтобы подать документ вовремя, – говорит Степанюк. – У правительства нет ни одной программы, которая могла бы дать такой рост, а сама по себе экономика после кризиса на 4% не вырастет. В результате дефицит бюджета придется снова погашать за счет заимствований".

А вот экономист Алексей Кущ не видит в цифрах ничего страшного – ни в дефиците этого года в 300 млрд грн, ни в дефиците на будущий год в 270 млрд.

"На самом деле эти суммы не так уж велики, и, учитывая, что антикризисные бюджеты могут себе позволить дефицит до 10% ВВП, мы вполне могли бы формировать "дыру" в 400 млрд грн, – считает Кущ. – Да, это бы немного ускорило инфляцию и девальвацию, но катастрофы бы не случилось. На мой взгляд, основная проблема бюджета кроется в его невыполнении не по доходам, а по расходам".

По словам эксперта, времена, когда при оценке бюджета рассматривали в первую очередь его дефицит и реалистичность доходов, остались в прошлом. Дело в том, поясняет Кущ, что государство само создает деньги, поскольку имеет монополию и на эмиссию, и на сбор налогов. И сегодня о действиях правительство гораздо больше может рассказать планирование расходной части.

"В кризис происходит "сжигание" денег, поэтому задача государства – создавать новые деньги, – продолжает экономист. – И создавать их нужно с помощью масштабных проектов, в которых основными получателями денег были бы население, а также малый и средний бизнес. Но масштабные проекты – это для украинского правительства слишком сложно. И в то время, как во всем мире страны вливают деньги в экономику, создавая проекты с привлечением миллионов людей, наш Минфин идет своим путем. Все, на что он оказался способен – это финансировать строительство дорог (поскольку это выгодно определенным группам), досрочно погасить выплаты кредиторам (потому что это просто – нужно нажать пару кнопок на компьютере) и выплатить зарплаты бюджетникам (тоже нет никаких сложностей – все давно посчитано)".

Так что, резюмировал эксперт, дефицит бюджета нам не страшен, тем более, что он будет только на бумаге, а не в реальности. Множество программ, в первую очередь, связанных с региональным развитием и реформами, снова не будут выполнены (то есть, не будут профинансированы) и в очередной раз перенесутся в следующий бюджет, как это уже было много раз.

В ожидании краха

Проблемы дефицита бюджета коснулся и экс-глава Офиса президента Андрей Богдан в нашумевшем интервью Дмитрию Гордону. В частности, по его словам, если в будущем году дефицит достигнет 500 млрд грн, украинскую экономику ждет полный крах.

Правда эксперты отнеслись к этому прогнозу скептически, отметив, что тут просто все смешалось в кучу.

"Давайте представим исходные данные: человек взял в долг 300 долларов. Вопрос: если в следующем году он возьмет в долг 500 долларов – это много или мало, сможет он погасить этот долг или нет? – приводит Дорошенко наглядный пример. – Очевидно, что сведения о сегодняшнем долге дают мало полезной информации, и, чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно понимать, какие у человека будут доходы. Так же и с дефицитом бюджета: если нет роста экономики и при этом нас перестанут перекредитовывать, то уже не важно, 200 млрд у нас дефицит или 500 – мы очень быстро упадем в яму. А вот если нам продолжат давать в долг, то мы этого дефицита даже не заметим".

Представленный бюджет слишком узок, он забит небольшими программами со сложными тендерными процедурами, в нем нет простых массовых программ дотаций для малого и среднего бизнеса, дотаций для населения, массовых инвестиций в медицину, науку, образование, считает Алексей Кущ. Так что даже если деньги к нам придут, вкладывать их будет некуда.

"Крах экономики нас, конечно, ждет, и для того, чтобы это прогнозировать, не нужно быть ни великим экономистом, ни Нострадамусом, – подытожил Кущ. – Правда, источником этого краха станет вовсе не дефицит бюджета в сотни миллиардов, а неспособность государства выполнять бюджет по расходам".

Напомним, ранее "Комментарии" выясняли, насколько реалистичны основные показатели проекта Госбюджета-2021.