Главная Статьи Бизнес экономика Как противостоять произволу авиакомпаний
commentss Статьи Все новости

Как противостоять произволу авиакомпаний

Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 и сопутствующие ей карантины, вакцинации, «ковидные паспорта» определенно «приземлили» людей, которые раньше активно путешествовал

30 апреля 2021, 14:19
Поделитесь публикацией:

Коронакризис больно ударил по многим отраслям экономики, в том числе и по авиаперевозчикам, каждый из которых выживает, как может. Некоторые выбирают самый короткий путь: нажиться за счёт своих основных работодателей – пассажиров. Как противостоять произволу авиакомпании, разбирались "Комментарии".

Как противостоять произволу авиакомпаний

Авиаперевозчики обманывают пассажиров. Фото из открытых источников

"400 сравнительно честных способов"

Бывалые путешественники советуют: прежде, чем покупать билеты, почитайте отзывы о перевозчиках на портале "Первый независимый сайт отзывов Украины". Здесь в лучших традициях Остапа Бендера перечислены 400 сравнительно честных способов отъёма денег у пассажиров. Это и плата за посадочный талон на стойке регистрации, и доплаты за ручную кладь и пакет из Дьюти Фри, и дополнительно установленные места в аварийном проходе, и переносы рейсов с вечера на утро, а с утра – на вечер. Но, конечно, самая распространенная схема в период практически закрытого неба – это отмена рейса без возврата денег, не говоря уже о какой-либо компенсации за моральный ущерб. 

"Рейс МАУ отменили и деньги не вернули. Это просто мафия", – пишет Наталия. 

"Прошло 4 месяца, ждал "положенные" 60 дней и вот просьба подождать ещё 30. Потом в WizzAir говорят: "Вам уже всё вернули, спрашивайте банк", но никаких квитанций не дают, – делится своей историей Алексей. – Затем требуют идентификационный код. Написал несколько жалоб, сейчас твердят: ждите ответа 30 дней". 

"Хочу предупредить всех: SkyUp – мошенники, не пользуйтесь – обманут! – это уже история от Александра. – Схема очень простая: вы оплачиваете билет онлайн. Примерно через 20 дней вам приходит письмо, что авиакомпания отменила рейс. Вы пытаетесь вернуть деньги за неиспользованный билет, и тут начинается самое интересное: сначала тупо молчат и не отвечают на письма и звонки; через месяц приходит письмо, что ковид мешает компании вернуть деньги. И теперь хит: якобы ваши деньги компания не присвоила, а "заморозила", и вы можете их вывести через 3 месяца после разбирательства. Прошло 5 месяцев, мне деньги не вернули. В отношении этой компании было возбуждено уголовное дело о мошенничестве, но волшебным образом в 2019 году его закрыли, и SkyUp продолжает активно и безнаказанно обкрадывать граждан". 

Требование и претензия – большая разница

Нельзя сказать, что перевозчики вообще не реагируют на жалобы. Особо настырным пассажирам в авиакомпаниях сообщают, что действуют в соответствии с "Правилами воздушных перевозок и обслуживания пассажиров и багажа", но при этом обращаются с этими правилами весьма вольно. Например, в главе XVIII "Возврат денег" "Правил" чётко сказано, что возврат средств авиаперевозчик должен осуществить в день расторжения договора о воздушной перевозке. Но юристы авиакомпаний не зря едят свой хлеб. Они придумали называть требования о возврате денег "претензиями", которые в соответствии с теми же "Правилами" можно рассматривать в течение 90 дней. 

Стоит отметить, что Госавиаслужба знает, чем занимаются авиакомпании. Так, первый замглавы ведомства Сергей Коршук в ответ на конкретную жалобу пассажира на авиакомпанию SkyUp подробно процитировал почти все пункты вышеупомянутой главы XVIII. В том числе, и пункт 5, согласно которому деньги за неиспользованный билет должны быть возвращены в тот же день, когда пассажир этого потребовал. Казалось бы, правда – на стороне пассажира, но нет. Далее Коршук противоречит сам себе и цитирует тот пункт, где сказано, что авиаперевозчик может рассматривать претензию до трёх месяцев. 

"На запрос Госавиаслужбы SkyUp сообщила, что 21.12.2020 получила ваше требование о возврате стоимости неиспользованной перевозки. 21.03.2021, то есть в срок, предусмотренный законодательством, претензия была рассмотрена и удовлетворена. Для получения средств необходимо предоставить заверенные копии паспортов пассажиров, указанных при бронировании. В свою очередь информируем, что законодательством не установлены сроки для осуществления авиаперевозчиками операции возврата средств по результатам рассмотрения претензий", – написал Коршук. 

В своём ответе на запрос нардепа Макса Бужанского по этому же вопросу чиновник добавил, что "нарушений в действиях SkyUp не обнаружил". 

Кстати, изучив "Правила" вдоль и поперёк, пункта про "заверенные копии паспортов пассажиров, указанных при бронировании" найти не удалось. В связи с этим возникают мысли о том, что сам пан Коршук "Правила", разработанные его же ведомством, читал разве что по диагонали. 

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих

Бытует мнение, что от подобных ситуаций пассажира может защитить сотрудничество с турфирмой. Мол, достаточно купить билеты через туроператора и все разборки с перевозчиком – это его проблемы. К сожалению, это не так.

"Если турист покупал через турфирму только билеты, то в случае отмены рейса ему придётся напрямую обращаться к авиаперевозчику и решать финансовый вопрос, – говорит директор турагентства "Путешествия с Анной" Анна Безай. – Другое дело, если турист покупал пакетный тур и не улетел по причине отмены рейса. В этом случае туроператор по согласованию с туристом либо "замораживает" сумму на счету с тем, чтобы турист мог выбрать другое направление, либо переносит тур на другие даты, либо же (что бывает редко) возвращает деньги". 

Словом, всё как всегда: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Но что же можно предпринять? 

Для начала, предать ситуацию максимальной огласке: писать жалобы во все возможные инстанции и посты в соцсетях. Практика показывает, что именно на посты с множеством лайков и комментариев авиакомпании, равно как и другие поставщики услуг, реагируют активнее всего, ведь антиреклама никому не нужна.

Ещё лучше, особенно, если чувствуете прилив сил, обращаться в суд. 

"К сожалению, пассажир зачастую может столкнуться с разными проблемами во взаимоотношениях с авиакомпаниями, – констатирует в беседе с "Комментариями" юрист Алексей Бебель. – Решать их придётся тоже очень разными путями: от обычных переговоров и переписки до возможных судебных разбирательств. Но тут вопрос в другом. Государству нужно контролировать авиакомпании более обдумано и таким образом выстраивать законодательство, чтобы не было желания создавать самим себе какие либо преимущества и выдумывать новые возможности заработать, что называется, на ровном месте".



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

Поделитесь своим мнением!


Новости