Рубрики
МЕНЮ
Таисия Ерохина
Вскоре, 9 августа, Украина будет отмечать День строителя. Тем временем, власти много говорят о проекте "Большая стройка". "Комментарии" попросили экспертов оценить сильные и слабые места проекта: что так и не так с этой "Большой стройкой".
Экономический эксперт вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Виктор Скаршевский считает сильной стороной "Большой стройки" (БС) то, что на проект предусмотрена рекордная сумма финансирования, строятся и ремонтируются дороги, обновляется инфраструктура.
"При этом необходимо понимать, что ремонты тех же садиков, мостов и других объектов, которые включены в БС – является обычной функцией государства, – подчеркивает эксперт. – А еще за "Большой стройкой" главное не упустить из виду содействие развитию промышленности: внедрению новых технологий, созданию новых производств, освоение новых рынок сбыта".
К тому же, отмечает Виктор Скаршевский, остро стоит вопрос качества и объемов работ.
"Ведь фактически отремонтировать получится несколько процентов дорог в год, – поясняет он. – Из 170 тысяч км (общая протяженность дорог Украины) ремонту подлежит лишь около 4 тысяч (2,4%)".
По мнению эксперта, важно не просто строить или улучшать дороги, но и делать это из отечественных материалов, чтобы были привлечены наши подрядчики, наша техника.
"Сейчас же украинская составляющая – минимальная. Битум мы импортируем, техника – зарубежная, подрядчик зачастую – иностранный, – говорит Виктор Скаршевский. – А ведь нужен мультипликационный эффект, чтобы как можно больше предприятий подключались к процессу. Чтобы была та самая локализация, о которой много говорят в последнее время и планируют внедрить в машиностроении. Почему не строить бетонные дороги? Нашего бетона на это хватит. К тому же, такие дороги более долговечны".
Также эксперт обращает внимание, что занятость от строительства дорог существенно не повысится. И не только потому, что там много импортной составляющей.
"Дело в том, что в дорожном строительстве задействовано менее 1% занятых в украинской экономике. Так что это немного поможет, но не решит проблемы безработицы", – резюмирует Виктор Скаршевский.
Заместитель директора Национального института стратегических исследований Ярослав Жалило считает проект БС в целом позитивным. И отмечает важность того, что он срабатывает не только непосредственно для строительной отрасли, праздник которой отмечается в это воскресенье, но и для ряда смежных. В том числе: производство стройматериалов, других видов сопутствующих услуг, необходимых при строительстве, в транспортной сфере, задействованной в реализуемых проектах.
"К тому же это, всё это происходит во время коронакризиса. И такой стимулятор – важен, – говорит Ярослав Жалило. – Правильным считаю и то, что часть проектов реализуется за счет Фонда борьбы с коронавирусом. Нам важно преодолеть не только "ковид", но и коронакризис, активизировать экономику".
При этом, подчеркивает эксперт, в БС есть ряд рисков.
"Есть вопросы касательно того, как именно подбираются проекты. Насколько они согласованы между собой, с другими направлениями госполитки, – отмечает Ярослав Жалило. – Если строятся дороги, согласовано ли это с формированием опорных школ, госпитальных округов – по направлению к которым их как раз и нужно строить".
Привлечение участников – тоже среди рисков. Уже были разборки по поводу допуска-недопуска тех или иных компаний к тендерам.
"Насколько получается максимально объективно и минимально коррупционно привлекать компании, которые могут выполнить проекты быстро и качественно – сказать сложно, – говорит эксперт. – Важно и то, чтобы была ставка на местных представителей. Что не всегда происходит. Известно, что в части тендеров выигрывали зарубежные фирмы. Для выполнения проекта это, возможно, плюс, а для отечественной экономики – минус".
Имеются риски и с завершением проектов, уверен Ярослав Жалило.
"Наполнение бюджета весьма неопределенное, что может привести к недофинансированию ряда проектов БС, – говорит он. – До местных выборов, 25 октября, по политическим мотивам, всё будет стимулироваться. А потом есть риск, что из-за проблем с бюджетом проекты могут "зависнуть". Так что важно довести их до конца и сделать это качественно".
Среди рисков Ярослав Жалило называет и вопросы пиара.
"Любой масштабный проект власти всегда становится объектом критики со стороны оппонентов. Независимо от того – хороший он или плохой, – подчеркивает эксперт. – Потому важно дать позитивное освещение БС – что это дает в ракурсе всеукраинской экономики. Тогда удастся противостоять отрицательным информационным атакам".
Подводя итог, Ярослав Жалило отметил: чтобы "Большая стройка" дала максимально позитивный эффект, нужно сбалансировать экономический, социальный и политический моменты с ней связанные.
Ориентир власти на развитие инфраструктуры в Украине, однозначно, правильный. При этом, с большими инфраструктурными проектами связаны большие коррупционные риски, отмечает кандидат экономических наук Александр Вовченко.
"Проблема коррупции остается в Украине одной из главных. Так, крупные инфраструктурные проекты у нас традиционно использовались чиновниками как "выкачка" бюджетных средств, – говорит эксперт. – Как следствие, такие проекты были пронизаны "откатами", завышенными ценами, сговорами на тендерах. Кроме того, есть много примеров, когда на тот или иной проект выдавались средства, а не было положено ни кирпичика".
Поэтому, подчеркивает Александр Вовченко, важно, не допустить ситуации, чтобы мы не получили очередной распил бюджетных средств – теперь уже на "Большом строительстве".
"Вместе с этим, – продолжает эксперт, – граждане ожидают на то, чтобы развитие инфраструктуры в Украине происходил на постоянной основе. Чтобы такие проекты не были политизированными, чтобы они происходили, независимо от власти и чиновников. И тем более, чтобы не использовались в борьбе за победу на тех или иных выборах. А у нас, к сожалению, это уже стало определенной традицией".
По мнению Александра Вовченко, на законодательном уровне нужно закрепить четкие действенные процедуры. В том числе – по отбору объектов строительства инфраструктуры.
"Следует предусмотреть четкую пропорцию между средствами госбюджета и местных бюджетов, – уверен эксперт. – Вместе с этим, определиться из каких источников поступлений будут идти средства на развитие инфраструктуры. С целью реализации политики развития инфраструктуры должна работать межведомственная комиссия, в состав которой, кроме чиновников, входили бы авторитетные в обществе личности".
Этот механизм должен быть продуман до мелочей и быть максимально прозрачным, считает Александр Вовченко. И, конечно, к таким масштабным проектам должны привлекаться общественность, экспертная среда, бизнес.
"Среди существующих недостатков проекта "Большая стройка" — как раз таки отсутствие прозрачности и общественного обсуждения относительно избрания тех или иных объектов инфраструктуры, – подчеркивает эксперт. – Местная власть дала свои удобные списки объектов "на верх", а там уже приняли решение – без участия общественности. Много таких объектов не является новым строительством. Поэтому власти нужно быть честными и разделить две категории: новые объекты и объекты незавершенного строительства".
Общее количество объектов — действительно хорошая цифра, отмечает Александр Вовченко. Но, если взять информацию по областям — по 5-7 школ, садов, объектов спортивной инфраструктуры — это явно недостаточно.
"И, конечно, остается вопрос качества. Поскольку поставленные сроки – до 2021-го года, есть большой риск, что работы могут выполняться поспешно. И это может повлиять на качество выполненных работ, – считает эксперт. – А поскольку это объекты социальной инфраструктуры, должен быть осуществлен жесткий контроль за соблюдением всех стандартов. И для этого должна быть создана соответствующая комиссия".
Напомним, Зеленский анонсировал строительство мультибольниц в Украине.
Новости