В Украине проведут аудит 13 млрд гривен "ковидного" фонда: что останется "за кадром"
Украина получила второй транш в 700 млн долларов от Международного валютного фонда по программе Stand-By
Украина в меморандуме с Международным валютным фондом (МВФ) обязалась, среди прочего, до конца текущего года завершить аудит 13,3 млрд гривен, которые были выделены из "ковидного" фонда для строительства дорог.
Какими могут быть результаты такого аудита и что может остаться "за кадром", изданию "Комментарии" рассказали эксперты.
Несложно подготовить документы, чтобы показать, что выделенные миллиарды потратили якобы эффективно и прозрачно
Руководитель международной консалтинговой компании Investegy, эксперт по экономическому анализу и транcпортной инфраструктуре Ярослав Пилипчук уверен, что аудит пройдет без проблем. Но это, подчеркивает он, не значит, что средства действительно были потрачены эффективно.
По его словам, позиции эти таковы:
1. У нас есть картельный рынок в тендерах "Укравтодора". По факту, плюс-минус одни и те же компании (разве что произошел заход турецких подрядчиков) с удивительной регулярностью побеждают у нас на тендерах последние лет десять.
2. Теория экономики говорит о том, что если есть картель, то цена будет повышенная. А учитывая украинские реалии, слабость нашей правоохранительной системы, риторический вопрос – сколько в реальности неэффективно средств укатали в асфальт.
3. Сказывается и отсутствие в Украине независимого контроля качества. Кто проверяет качество работ, правильно ли материалы растрачены, не меньше ли их пошло, чем нужно по технологии, того ли они качества?
Картельный сговор будет продолжать существовать и увеличивать своё влияние
Эксперт по вопросам транспорта и дорожной сферы Владислав Притоманов отмечает, что аудит будет касаться права и формы Кабмина Украины (КМУ) передать деньги "ковидного" фонда в распоряжение "Укравтодору" (УАД).
Владислав Притоманов считает, что точно не будет предметом аудита:
– мотивация принятия решения отдать деньги на строительство дорог (вместо закупки оборудования для больниц);
– уровень индикативных цен, которые обычно сильно завышены;
– факт вывода денег из экономики страны из-за отсутствия или низкого уровня украинских материалов и участия иностранных компаний в тендерах (это, по мнению эксперта, самая большая проблема, которая приведёт к очень низкому уровню возврата инвестиций в строительство);
– отсутствие, несмотря на намерения в указе президента, развития системы контроля за строительством дорог;
– отсутствие развития собственной школы проектирования объектов строительства (по факту, все проектные работы исполняет будущий подрядчик).
Ранее на портале "Комментарии" - новый транш от МВФ: грозит ли решение ростом тарифов в Украине.