Рубрики
МЕНЮ
Ярослав Волков
В нынешнем году взаимодействие Украины и Международного валютного фонда (МВФ) проходит в вялотекущей форме. В адрес Киева со стороны МВФ слышатся вежливые напоминания о недостаточно эффективном проведении реформ. В свою очередь, нынешняя украинская власть утверждает, что сами деньги не так уж важны, главное – продолжение сотрудничества.
Сотрудничество Украины и МВФ. Коллаж: Д. Романюк/Comments.ua
Украина сотрудничает с МВФ с 1992 года. За это время было заключено 10 кредитных соглашений. Два кредита МВФ предоставлялись с применением механизма расширенного финансирования, еще 8 – по механизму stand-by ("наготове").
Всего по этим соглашениям Украина должна была получить более 5 млрд SDR ("специальные права заимствования"), но в итоге МВФ перечислил только 21,9 млрд SDR, что составляло тогда свыше 31 млрд долл. Основная причина задержки или отказов перечисления средств – невыполнение Киевом ряда условий получения кредита, среди которых – медленно проводимые (или вообще не осуществленные) реформы.
Первый раз Украина получила деньги МВФ в 1994-1995 гг., сумма составляла 760 млн долл. Сотрудничество проходило по программе системного трансформационного займа, официально средства были направлены на поддержку платежного баланса украинского государства.
В мае 1996 года Украина получила от Фонда около 600 млн SDR (около 850 млн долларов).
Затем стартовала трехлетняя программа stand-by на общую сумму 2,9 млрд грн, однако по ней Киев выбрал только 1,9 млрд грн. В 1998 году МВФ программу остановил, но в то же время во время финансового кризиса "сжалился", и Украина получила еще один масштабный кредит, что спасло ее от дефолта.
Деньги были перечислены по "механизму расширенного финансирования".
Данная программа стартовала осенью 1998 года и продолжалась до 2002 года. Из запланированных 2,6 млрд долларов Украина получила только 1,6. Тем не менее, избежание дефолта, по мнению многих экспертов, анализировавших результаты президентских выборов 1999 года, сыграло весьма важную роль в переизбрании Леонида Кучмы на второй президентский срок.
В период "позднего Кучмы" (2002-2004 гг) и после "оранжевой революции" вплоть до 2008 года украинские власти обходились без кредитов МВФ, хотя и продолжили сотрудничество с этой организацией, получая техническую помощь.
Была утверждена программа "Предупредительный stand by" на сумму 605 млн долл, но деньги должны были выделяться в случае ухудшения ситуации с платежной системой или золотовалютными резервами Украины. Этого не произошло, поэтому руководство страны решило в этот раз деньги не просить.
"Бескредитные" отношения Украины и МВФ продолжались до мирового финансового кризиса 2008 года, который, как мы помним, произошел осенью. В то время МВФ предоставил Киеву рекордный на то время займ на сумму более 16 млрд долл. (11 млрд SDR), при этом часть суммы (3 млрд SDR) была перечислена в резервы Национального банка Украины.
По этой программе Киев получал весомую часть средств именно в госбюджет. Стоит отметить, что МВФ так поступает крайне редко, предпочитая перечислять деньги в золотовалютные резервы стран-партнеров.
Летом 2010 года, уже при президентстве Виктора Януковича Украина заключила с МВФ новое соглашение – на 10 млрд SDR (более 15 млрд долл.), однако из-за невыполнения условий МВФ эти средства также не были выбраны полностью.
По условиям МВФ, правительство Азарова обязывалось ввести рыночные цены на газ для населения, но, чтобы не обвались и без этого проседающий рейтинг Януковича и Партии регионов, всячески откладывало этот процесс.
В 2014 году после трагических событий на Майдане, бегства Януковича в Россию и последовавших за этим смены власти, аннексии Крыма и начала боевых действий на Донбассе Украина вновь вынуждена сотрудничать с МВФ. Новая власть обращается с просьбой о срочной финансовой помощи.
В апреле 2014 года Украина и МВФ договорились о новой программе на сумму около 11 млрд SDR (15,1 млрд долларов). Часть средств по этому договору (3 млрд долларов) была, как и во время кризиса 2008 года, перечислена напрямую в бюджет страны.
При президенте Петре Порошенко в условиях продолжающейся войны и меняющихся правительств экономика долго не могла достичь стабильности.
В марте 2015 года Киев принимает решение попросить дополнительные средства. Новая программа финансирования предусматривала рекордную сумму в 12,348 млрд SDR. Было осуществлено 4 транша, но в целом Украина из-за невыполнения условий Фонда получила меньше половины первоначально оговоренной суммы.
Последнее перечисление от МВФ Киев получил только в 2018 году после решения властей о повышении цен на газ для населения.
В конце того же года действующая программа была заменена новой stand-by: по ее условиям, Киев должен был получить 4 млрд долларов, однако вскоре в нашей стране вновь сменилась власть, а деньги так и не были перечислены.
Стоит напомнить, что в канун президентской кампании 2019 года артист Владимир Зеленский устами главного героя фильма "Слуга народа" послал представителей МВФ по известному адресу. Тем не менее, выиграв выборы, уже президент Зеленский не стал использовать в адрес Фонда столь экспрессивную риторику, а наоборот – заговорил о продолжении сотрудничества. К сожалению, дальше разговоров дело пока не продвинулось.
Примечательно, что как раз на начальный период его правления в 2019-2020 годах наступил пик выплат долгов Украины перед МВФ, накопившихся за предыдущие годы. Согласно данным НБУ, плановые валютные выплаты Киева в этот отчетный период составили порядка 17 млрд долларов.
В конце 2020 – начале 2021 гг. произошло значительное повышение цен на коммунальные услуги, что привело к волне протестов в ряде городов Украины, прозванных "тарифным майданом". Особо примечателен тот факт, что одним из предпосылок для увеличения стоимости услуг ЖКХ стало именно сотрудничество с МВФ. И действительно, одним из ключевых требований этой организации является повышение цен на коммунальные услуги до рыночных. Однако тарифы выросли, а новых денег МВФ Украина до сих пор не получила.
Сейчас "слуги народа" хотя и говорят о важности взаимодействия с Фондом, но подчеркивают, что "деньги не так важны, как само сотрудничество".
Аналитик компании "Центр биржевых технологий" (ЦБТ) Максим Орыщак отмечает, что выгода сотрудничества Украины с МВФ заключается не только в наличии дополнительных средств, которые можно пустить на развитие экономики страны. По его мнению, в первую очередь это попытка получить внешнее регулирование и снизить уровень влияния олигархии на внутреннюю ситуацию в стране.
Эксперт обращает внимание, что в нашем государстве суды подвластны олигархам, а не только Букве Закона. И наличие контроля со стороны Европы может снизить уровень коррупции в стране.
В то же время, по мнению аналитика ЦБТ, есть и негативная сторона сотрудничества с Фондом. Она заключается в том, что страна будет набирать новые кредиты, и по ним в какой-то момент все равно придется платить.
В свою очередь, президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что сотрудничество с Международным валютным фондом давно уже стало популизмом и манипулятивной темой.
Сходного мнения придерживается и украинский финансовый аналитик Алексей Кущ:
По мнению аналитика, сотрудничество с МВФ выгодно в первую очередь нашим политическим элитам, чтобы легитимизироваться в глазах западных партнеров.
Александр Охрименко высказал мнение, что новые кредиты не принесут Украине ничего, кроме проблем.
На укрепление гривны обращает внимание и Алексей Кущ:
Среди вопросов, которые часто возникают у граждан Украины, стоит ли дальше брать кредиты у этой организации на таких условиях, затягивая населению пояса? Не последней темой также является коррупционная составляющая, а также ошибки, которые допускало в разные времена руководство нашей страны при сотрудничестве с МВФ.
Кредиты МВФ – это как чемодан без ручки – и выбросить жалко, и тащить тяжело".
Аналитик ЦБТ Максим Орыщак считает, что "ошибочные" действия правительства, скорее всего, являлись не столько просчетами, сколько целенаправленными действиями с целью получения выгоды для отдельных лиц.
По его мнению, страна, которая нацелена на развитие, даже принимая лоббирование интересов того или иного предприятия на распределение кредитных средств, заботится о таких сторонах жизни как уровень занятости населения, достаточность заработной платы, прожиточный минимум населения, своевременные реконструкции в городах, развитие туристического бизнеса (создание инфраструктуры) и тд.
Финансовый аналитик Алексей Кущ сравнивает сотрудничество Украины и МВФ с опытом других стран. Он подчеркивает, что в истории наблюдались как негативные, так и позитивные примеры, однако у последних наблюдалась следующая закономерность – сотрудничество было кратковременным.
Алексей Кущ сравнивает нашу страну с больным, который попал в реанимацию, но остался там даже после улучшения состояния здоровья.
В качестве примера он приводит меры, которые прописаны в договорах с МВФ. Они могут сработать в короткий промежуток времени (от 3 до 6 месяцев), когда наблюдается острая фаза кризиса.
Он напоминает, что рецептура МВФ направлена на ограничение государственных расходов, первичный профицит бюджета, чтобы государство собирало больше налогов, чем расходует. Среди требований МВФ не только повышение цен на коммунальные услуги. Это и отказ от проведения национальной промышленной политики, и максимально открытый рынок для импорта, и снижение импортных пошлин. Сюда же входят ликвидация льготных налогов, в том числе и единого налога, сокращение государственных расходов на образование, медицину и многое другое.
Ранее "Комментарии" писали, что последние несколько дней украинцы активно обсуждают тему внешних займов для украинского бюджета. Кто-то считает, что это нормально — иметь большие долги перед иностранными партнерами, кто-то — прогнозирует скорый дефолт. Насколько же действительно печальной является ситуация с долгами, рассказал глава Института публичной политики и консалтинга Сергей Быков.
Новости