Главная Статьи Бизнес экономика Сотрудничество Украины с МВФ: нужны ли нам кредиты
commentss Статьи Все новости

Сотрудничество Украины с МВФ: нужны ли нам кредиты

Как проходило взаимодействие Украины с МВФ в течение последних 30 лет, действительно ли деньги этой международной финансовой организации так нам необходимы, насколько выгодно брать такие кредиты и в какое время – разбирались «Комментарии»

15 июня 2021, 20:05
Поделитесь публикацией:

В нынешнем году взаимодействие Украины и Международного валютного фонда (МВФ) проходит в вялотекущей форме. В адрес Киева со стороны МВФ слышатся вежливые напоминания о недостаточно эффективном проведении реформ. В свою очередь, нынешняя украинская власть утверждает, что сами деньги не так уж важны, главное – продолжение сотрудничества.

Сотрудничество Украины с МВФ: нужны ли нам кредиты

Сотрудничество Украины и МВФ. Коллаж: Д. Романюк/Comments.ua

Спасли Украину… или Кучму

Украина сотрудничает с МВФ с 1992 года. За это время было заключено 10 кредитных соглашений. Два кредита МВФ предоставлялись с применением механизма расширенного финансирования, еще 8 – по механизму stand-by  ("наготове").

Всего по этим соглашениям Украина должна была получить более 5 млрд SDR ("специальные права заимствования"), но в итоге МВФ перечислил только 21,9 млрд SDR, что составляло тогда свыше 31 млрд долл. Основная причина задержки или отказов перечисления средств – невыполнение Киевом ряда условий получения кредита, среди которых – медленно проводимые (или вообще не осуществленные) реформы.

Первый раз Украина получила деньги МВФ в 1994-1995 гг., сумма составляла 760 млн долл. Сотрудничество проходило по программе системного трансформационного займа, официально средства были направлены на поддержку платежного баланса украинского государства.

В мае 1996 года Украина получила от Фонда около 600 млн SDR (около 850 млн долларов).

Затем стартовала трехлетняя программа stand-by на общую сумму 2,9 млрд грн, однако по ней Киев выбрал только 1,9 млрд грн. В 1998 году МВФ программу остановил, но в то же время во время финансового кризиса "сжалился", и Украина получила еще один масштабный кредит, что спасло ее от дефолта. 

Деньги были перечислены по "механизму расширенного финансирования".

Данная программа стартовала осенью 1998 года и продолжалась до 2002 года. Из запланированных 2,6 млрд долларов Украина получила только 1,6. Тем не менее, избежание дефолта, по мнению многих экспертов, анализировавших результаты президентских выборов 1999 года, сыграло весьма важную роль в переизбрании Леонида Кучмы на второй президентский срок.

В период "позднего Кучмы" (2002-2004 гг) и после "оранжевой революции" вплоть до 2008 года украинские власти обходились без кредитов МВФ, хотя и продолжили сотрудничество с этой организацией, получая техническую помощь.

Была утверждена программа "Предупредительный stand by" на сумму 605 млн долл, но деньги должны были выделяться в случае ухудшения ситуации с платежной системой или золотовалютными резервами Украины. Этого не произошло, поэтому руководство страны решило в этот раз деньги не просить.

Рекордные суммы, рекордные обещания

"Бескредитные" отношения Украины и МВФ продолжались до мирового финансового кризиса 2008 года, который, как мы помним, произошел осенью. В то время МВФ предоставил Киеву рекордный на то время займ на сумму более 16 млрд долл. (11 млрд SDR), при этом часть суммы (3 млрд SDR) была перечислена в резервы Национального банка Украины.

По этой программе Киев получал весомую часть средств именно в госбюджет. Стоит отметить, что МВФ так поступает крайне редко, предпочитая перечислять деньги в золотовалютные резервы стран-партнеров.

Летом 2010 года, уже при президентстве Виктора Януковича Украина заключила с МВФ новое соглашение – на 10 млрд SDR (более 15 млрд долл.), однако из-за невыполнения условий МВФ эти средства также не были выбраны полностью.

По условиям МВФ, правительство Азарова обязывалось ввести рыночные цены на газ для населения, но, чтобы не обвались и без этого проседающий рейтинг Януковича и Партии регионов, всячески откладывало этот процесс.

В 2014 году после трагических событий на Майдане, бегства Януковича в Россию и последовавших за этим смены власти, аннексии Крыма и начала боевых действий на Донбассе Украина вновь вынуждена сотрудничать с МВФ. Новая власть обращается с просьбой о срочной финансовой помощи.

В апреле 2014 года Украина и МВФ договорились о новой программе на сумму около 11 млрд SDR (15,1 млрд долларов). Часть средств по этому договору (3 млрд долларов) была, как и во время кризиса 2008 года, перечислена напрямую в бюджет страны.

При президенте Петре Порошенко в условиях продолжающейся войны и меняющихся правительств экономика долго не могла достичь стабильности. 

В марте 2015 года Киев принимает решение попросить дополнительные средства. Новая программа финансирования предусматривала рекордную сумму в 12,348 млрд SDR. Было осуществлено 4 транша, но в целом Украина из-за невыполнения условий Фонда получила меньше половины первоначально оговоренной суммы.

Сотрудничество Украины с МВФ: нужны ли нам кредиты - фото 2

"Идите в …", но сотрудничать будем

Последнее перечисление от МВФ Киев получил только в 2018 году после решения властей о повышении цен на газ для населения.

В конце того же года действующая программа была заменена новой stand-by: по ее условиям, Киев должен был получить 4 млрд долларов, однако вскоре в нашей стране вновь сменилась власть, а деньги так и не были перечислены.

Стоит напомнить, что в канун президентской кампании 2019 года артист Владимир Зеленский устами главного героя фильма "Слуга народа" послал представителей МВФ по известному адресу. Тем не менее, выиграв выборы, уже президент Зеленский не стал использовать в адрес Фонда столь экспрессивную риторику, а наоборот – заговорил о продолжении сотрудничества. К сожалению, дальше разговоров дело пока не продвинулось. 

Примечательно, что как раз на начальный период его правления в 2019-2020 годах наступил пик выплат долгов Украины перед МВФ, накопившихся за предыдущие годы. Согласно данным НБУ, плановые валютные выплаты Киева в этот отчетный период составили порядка 17 млрд долларов.

В конце 2020 – начале 2021 гг. произошло значительное повышение цен на коммунальные услуги, что привело к волне протестов в ряде городов Украины, прозванных "тарифным майданом". Особо примечателен тот факт, что одним из предпосылок для увеличения стоимости услуг ЖКХ стало именно сотрудничество с МВФ. И действительно, одним из ключевых требований этой организации является повышение цен на коммунальные услуги до рыночных. Однако тарифы выросли, а новых денег МВФ Украина до сих пор не получила.

Сейчас "слуги народа" хотя и говорят о важности взаимодействия с Фондом, но подчеркивают, что "деньги не так важны, как само сотрудничество". 

Насколько выгодно сотрудничество Украины с МВФ

Аналитик компании "Центр биржевых технологий" (ЦБТ) Максим Орыщак отмечает, что выгода сотрудничества Украины с МВФ заключается не только в наличии дополнительных средств, которые можно пустить на развитие экономики страны. По его мнению, в первую очередь это попытка получить внешнее регулирование и снизить уровень влияния олигархии на внутреннюю ситуацию в стране.

Эксперт обращает внимание, что в нашем государстве суды подвластны олигархам, а не только Букве Закона. И наличие контроля со стороны Европы может снизить уровень коррупции в стране. 

"Не зря МВФ требует от Киева внятного антикоррупционного законодательства и судебной системы. Шансы Украины получить новый транш велики только при условии, что будет принято решение пойти на все уступки и требования МВФ", – подчеркивает Орыщак.

В то же время, по мнению аналитика ЦБТ, есть и негативная сторона сотрудничества с Фондом. Она заключается в том, что страна будет набирать новые кредиты, и по ним в какой-то момент все равно придется платить. 

"Наращивание долговой базы никак не выглядит способом развития экономики", – резюмирует эксперт.

В свою очередь, президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что сотрудничество с Международным валютным фондом давно уже стало популизмом и манипулятивной темой.

"МВФ – это, прежде всего, политика, – считает эксперт. – Для правительства Украины очень важно не сами деньги, а просто разговоры, что МВФ нас поддерживает".

Сходного мнения придерживается и украинский финансовый аналитик Алексей Кущ:

"Сотрудничество с МВФ у нас мифологизируется со стороны власти. Нам рассказывают, что это положительный сигнал для инвесторов. На самом же деле это отрицательный сигнал, так называемый "колокольчик прокаженного", указывающий на то, что в стране наблюдается системный кризис, и она неблагополучна с экономической точки зрения. Если мы посмотрим статистику притока иностранных инвестиций в Украину, то увидим, что эти показатели снижались как раз в те периоды, когда страна активно брала кредиты".

По мнению аналитика, сотрудничество с МВФ выгодно в первую очередь нашим политическим элитам, чтобы легитимизироваться в глазах западных партнеров.

Кредит во время ревальвации

Александр Охрименко высказал мнение, что новые кредиты не принесут Украине ничего, кроме проблем.

"Я давно выступаю за то, что не стоит брать новые кредиты МВФ. У нас сейчас ревальвация гривны. Валюты более чем достаточно, и с экономической точки зрения новые кредиты вообще не нужны. Зеленский и правительство Шмыгаля постоянно говорят, что нужны новые кредиты МВФ. При этом никто не отдает себе отчет, что это кредит, и его нужно будет погашать", – говорит он. 

На укрепление гривны обращает внимание и Алексей Кущ: 

"На мой взгляд, брать кредиты МВФ для Украины было оправдано в 2008 году во время мирового финансового кризиса, а также в 2014 году, когда начались известные нам события. В 2010 году попытки Януковича и Азарова "срубить" деньги с МВФ были не оправданы с экономической точки зрения. Также были допущены крупные ошибки и при правлениях Ющенко и Порошенко, из-за чего мы вошли в неправильную экономическую парадигму.Сейчас наблюдается ревальвация гривны, и если нынешняя власть договорится о новом кредите и получит его, то он просто будет лежать мертвым грузом. Кроме того, на фоне укрепления национальной валюты его брать просто невыгодно: валютный обмен приведет к еще большей ревальвации, экономика и промышленность получит очередной удар, а потом придется возвращать значительно большую сумму", – подчеркивает он.

"Чемодан без ручки"

Среди вопросов, которые часто возникают у граждан Украины, стоит ли дальше брать кредиты у этой организации на таких условиях, затягивая населению пояса? Не последней темой также является коррупционная составляющая, а также ошибки, которые допускало в разные времена руководство нашей страны при сотрудничестве с МВФ.

"Я хорошо помню эйфорию, когда в 2014 году получили первый транш кредит МВФ после Майдана, и тогда было много хвалебных разговоров, – вспоминает президент УАЦ Александр Охрименко. – Но когда в 2017 году его нужно было уже было начинать погашать, то начались разговоры, что теперь нужна валюта, чтобы его погасить. Получается глупость в квадрате: берем кредит для кредита, а потом ругаемся, что нет валюты чтобы его отдать…" 

Кредиты МВФ – это как чемодан без ручки – и выбросить жалко, и тащить тяжело".

Ошибки могли быть умышленными

Аналитик ЦБТ Максим Орыщак считает, что "ошибочные" действия правительства, скорее всего, являлись не столько просчетами, сколько целенаправленными действиями с целью получения выгоды для отдельных лиц.

"Среди ошибок в сотрудничестве с МВФ в разные времена можно назвать высокую долю коррупционных действий правительства. Порой, например, расходовались бюджетные средства (ЗВР) на поддержание валютного курса, хотя было понятно, что это бесполезно. Так случилось после ситуации 2014-2015 годов, когда НБУ решил поддерживать гривну, а это лишь съедало накопления государства. Если бы в тот момент Украина получала поддержку рекомендациями от МВФ, то, более вероятно, этого бы не произошло", — говорит эксперт.

По его мнению, страна, которая нацелена на развитие, даже принимая лоббирование интересов того или иного предприятия на распределение кредитных средств, заботится о таких сторонах жизни как уровень занятости населения, достаточность заработной платы, прожиточный минимум населения, своевременные реконструкции в городах, развитие туристического бизнеса (создание инфраструктуры) и тд. 

"В таких странах может быть средний класс, а у нас этого нет", – отмечает Орыщак.

"Реанимация" не должна продолжаться годами

Финансовый аналитик Алексей Кущ сравнивает сотрудничество Украины и МВФ с опытом других стран. Он подчеркивает, что в истории наблюдались как негативные, так и позитивные примеры, однако у последних наблюдалась следующая закономерность – сотрудничество было кратковременным.

"Вспомним Южную Корею, которая брала кредит МВФ во время азиатского кризиса 1997 года. В стране восприняли это как "день национального позора" и после восстановления экономики постарались как можно быстрее вернуть деньги. Также и в Турции – было короткое сотрудничество, а когда возвращали кредит, то во время отправки последнего транша устроили целую церемонию, которую транслировали по ТВ. Что касается Украины, то, на мой взгляд, одной из главных проблем является тот факт, что сотрудничество с валютным фондом изрядно затянулось", – подчеркивает эксперт.

Алексей Кущ сравнивает нашу страну с больным, который попал в реанимацию, но остался там даже после улучшения состояния здоровья. 

"МВФ – это "кредитор последней надежды", так называемая реанимационная бригада, которая выезжает на помощь стране, чтобы сделать укол адреналина в сердце или установить кардиостимулятор. И Украина сейчас напоминает пациента, которого забрала скорая помощь, и он живет в этой карете уже несколько десятков лет. То, что полезно человеку, которого нужно срочно реанимировать, может стать вредным, когда он уже находится в состоянии выздоровления", – считает аналитик.

В качестве примера он приводит меры, которые прописаны в договорах с МВФ. Они могут сработать в короткий промежуток времени (от 3 до 6 месяцев), когда наблюдается острая фаза кризиса. 

"В дальнейшем, затягиваясь на годы, они становятся вредны для экономики государства. Как лекарство, которое может вылечить, а может и убить", – считает Кущ.

Он напоминает, что рецептура МВФ направлена на ограничение государственных расходов, первичный профицит бюджета, чтобы государство собирало больше налогов, чем расходует. Среди требований МВФ не только повышение цен на коммунальные услуги. Это и отказ от проведения национальной промышленной политики, и максимально открытый рынок для импорта, и снижение импортных пошлин. Сюда же входят ликвидация льготных налогов, в том числе и единого налога, сокращение государственных расходов на образование, медицину и многое другое. 

"Если проводить такую политику долгие годы, наступит перенасыщение рынка дешевыми импортными товарами, тяжелые условия работы для национального производителя, после чего – отток специалистов в другие страны, безработица, снижение уровня жизни населения и многие другие проблемы", – предостерегает Алексей Кущ.

Ранее "Комментарии" писали, что последние несколько дней украинцы активно обсуждают тему внешних займов для украинского бюджета. Кто-то считает, что это нормально — иметь большие долги перед иностранными партнерами, кто-то — прогнозирует скорый дефолт. Насколько же действительно печальной является ситуация с долгами, рассказал глава Института публичной политики и консалтинга Сергей Быков.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: comments.ua
comments

Обсуждения

Поделитесь своим мнением!


Новости