Главная Новости Бизнес экономика Дефицит топлива в Украине: как решить проблему – и почему вырастут цены
commentss НОВОСТИ Все новости

Дефицит топлива в Украине: как решить проблему – и почему вырастут цены

Эксперты рассказали, что необходимо делать, чтобы избежать проблем с дефицитом топлива

30 апреля 2022, 14:35
Поделитесь публикацией:

В Украине – острый дефицит горючего из-за обстрелов со стороны РФ украинской инфраструктуры и блокирования ею наших портов. На этом делал акценты президент во время очередного обращения. Кабмин принял изменения к госрегулированию цен на нефтепродукты, которые якобы позволят в течение 7 дней решить вопрос дефицита горючего на АЗС. Эксперты рассказали изданию "Комментарии", какие меры следует предпринимать, чтобы разрешить проблему.

Дефицит топлива в Украине: как решить проблему – и почему вырастут цены

Топливо – фото из открытых источников

Из-за того, что российские оккупанты уничтожили большинство украинских нефтебаз, у нас нет возможности накапливать топливо, поясняет экономический и политический эксперт Тарас Загородний. К тому же, напоминает он, уничтожен нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) в Кременчуге.

"Возникла необходимость в импорте топлива. Причем – в огромном количестве. Чтобы его хватало и для обеспечения армии, и для нужд гражданского населения. Сделать это непросто. Нужно найти на рынке (прежде всего – европейском) свободные объемы топлива. Оплатить, привезти. Как доставлять? Бензовозами. Их тоже надо где-то найти. Обеспечить логистику, развоз. Де-факто, все должны работать "с колес". Чуть ли не день в день проходить границу – и доставлять топливо на заправки", – отмечает эксперт.

К тому же, продолжает он, возник вопрос, связанный с регулированием цен на топливо. Кабмин ранее установил граничные цены, по которым уже не выгодно завозить в страну топливо.

"А тут еще наши "стратеги" заговорили о необходимости поднимать акцизы, чтобы еще больше собирать с рынка деньги. Но, вроде, отменили это решение. И правильно. Потому что, учитывая сложную ситуацию, должна быть полная либерализация рынка. Завози – не хочу… Максимальное упрощение всех таможенных процедур. Возможно, приоритетный пропуск бензовозов, которые будут заезжать к нам с тех же Румынии и Польши, – размышляет Тарас Загородний. – Государственный аппарат в Украине точно должен стать более расторопным. К сожалению, пока этого нет. Когда в тот же Киев вернулось больше людей (после того, как там прекратились активные боевые действия, хоть ракетные обстрелы, увы, продолжаются), количество топлива, которое завозилось, не изменилось. В итоге возник серьезный дефицит. Правительству следует понимать, как действует рынок, прогнозировать те или иные вещи. И, возможно, обращаться к нашим партнерам. Особенно американским. Чтобы в рамках того же ленд-лиза они помогли нам разрешить топливный кризис".

Ведь ленд-лиз для Украины, который в США на этой неделе поддержала и Палата представителей, предусматривает не только военную, но и гражданскую помощь, акцентирует эксперт.

"Те же топливо, бензовозы вполне могут входить в "пакет". И США могут помочь нам обеспечить этот ресурс. Нашему правительству просто следует четко пояснить, что нам нужно столько-то бензовозов, чтобы в день поступало такое-то количество топлива, по таким-то маршрутам, – отмечает Тарас Загродний. – И, безусловно, Кабмин должен снять все ограничения на торговлю топливом. Это всё, конечно, хорошо-красиво, но в итоге создается дефицит, который нам нечем покрыть".

Кроме того, по мнению эксперта было бы правильно создать сеть мини-НПЗ. К примеру, на территории Западной Украины. Чтобы они могли производить какие-то марки бензина.

"Подпольные производства были у нас ранее. Есть и теперь. Надо вывести их "на свет". Дать возможность зарабатывать легально – и покрывать дефицит топлива. С военной точки зрения русским не смысла тратить ракеты (которых у них всё меньше), гоняясь за каждым бензовозом, за каждым мини-НПЗ, – считает Тарас Загородний. – Подчеркиваю, Кабмину следует быть расторопнее. Тогда как военная, армейская структура у нас работает отлично, государственный аппарат, к сожалению, как был на дремучем уровне, так и остается".

Экономический и политический эксперт Борис Кушнирук подчеркивает, что возможности для поставок топлива в Украину резко сузились.

"Мы можем получать его лишь по суше из приграничных стран ЕС – Румыния, Польша, Словакия. Не факт, что поможет Венгрия, которая может назвать это военной помощью. Есть вопросы насчет Молдовы, на которую давит Россия. А нам важно максимально насыщать рынок поставками. При этом понимая, что поднять цену придется. Да, это больно. Неприятно. Но важно понять, что это временно. И что можно несколько смягчить болевой шок, убрать манипуляции. Есть цена топлива на европейских рынках, плюс транспортные расходы. Есть маржа, к примеру, в 20-30%. А то, что выше – подлежит налогообложению по более высокой ставке. Чтобы сбить намерения чрезмерно накрутить цены", – поясняет эксперт.

Он отмечает, что в ситуации дефицита всегда нужен определенный срок, чтобы всё сбалансировать.

"Потому что – ажиотаж. Люди массово закупают топливо, даже про запас. По принципу – лучше куплю сегодня, потому что кто знает, что будет завтра… Подчеркиваю, для стабилизации нужно определенное время. И чтобы насытить рынок придется либерализовать поставки. Это приведет к определенному росту цен, особенно на 95-й бензин. Что касается дизеля, который идет, прежде всего, на военные нужды (армии, территориальной обороне), тут цену необходимо контролировать. А то, что идет на свободный рынок – "отпустить". Как только ситуация стабилизируется, рынок насытиться, цена пойдет вниз", – прогнозирует Борис Кушнирук.

Как сообщали ранее "Комментарии", Кабмин принял решение оставить цены на газ для населения без изменений.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новости