Рубрики
МЕНЮ
Таисия Ерохина
Коронакризис, похоже, навсегда изменит туристическую отрасль. Эксперты эксклюзивно для "Комментариев" рассказали, какой будет сфера туризма и что должны делать участники рынка и государство, чтобы отрасль не разорилась, а, напротив, получила толчок к развитию.
Исполнительный директор Украинской Ассоциации турагентств Павел Григораш призывает не переоценивать долгосрочного влияния коронавируса.
"Я бы не делал этого по двум причинам: первая – вакцинация, вторая – склонность людей забывать свои страхи, – поясняет эксперт. – Вакцины активно разрабатываются сразу несколькими компаниями, и с большой вероятностью появятся уже в 2021 году. Практика показывает, что люди быстро возвращаются к старым привычкам. Посмотрите вокруг, люди УЖЕ привыкли к коронавирусу и часто пренебрегают требованиями к маскам/дистанцированию в общественных местах. А ведь у нас сейчас ситуация хуже, чем была во время жесткого карантина".
Что касается государства, отмечает Павел Григораш, то в большинстве стран, ориентированных на туризм, разработаны протоколы для средств размещения, питания и перемещения туристов. С соответствующей сертификацией. Украине, уверен эксперт, также стоит пойти по этому пути.
"Соответственно, участникам рынка, в первую очередь отельерам, стоит учитывать повышенные требования к дезинфекции и социальному дистанцированию при работе с гостями. Это требует дополнительных затрат, но хороший сервис всегда стоит денег", – резюмирует исполнительный директор Украинской Ассоциации турагентств.
Глава Всеукраинской Ассоциации туроператоров (ВАТ) Игорь Голубаха подчеркивает: "Никто не знает, какой будет туротрасль завтра. Ведь на сегодня та динамика развития коронавируса, какая есть, ставит больше вопросов, чем дает ответов".
Эксперт отмечает, что многие бизнесы перестраивают свою работу, в том числе механизм работы офиса (часть сотрудников – на удаленке). Взаимоотношения с клиентами переходят в онлайн, соцсети.
"Но все это не совсем правильно для туризма, – говорит Игорь Голубаха. – Ведь это – особая отрасль деятельности, которая предполагает контакты, общение и взаимодействие не столько онлайн, сколько живьем. Как выживать в новых условиях? Пока сложно сказать. К сожалению, пандемия приносит негатив не только в туризм, но и во всю экономическую деятельность. А общее падение экономики никак не может подтолкнуть туристический бизнес к развитию".
По словам главы ВАТ, государство пока никак не помогает.
"Хотелось бы, чтобы мы – представители туристической отрасли – были услышаны и поняты, – говорит Игорь Голубаха. – Мы передали пакет предложений и президенту, и правительству. Речь там, в частности, об определенных налоговых преференциях, о перестройке отношения государства к туризму, о субсидирировании отдельных видов социального туризма. Но пока все остается на бумаге и в наших желаниях. Не видим, чтобы государство серьезно рассматривало наши предложения".
Культура путешествий в связи с коронакризисом и его последствиями изменится навсегда, уверен глава Ассоциации индустрии гостеприимства Украины (АИГУ) Александр Лиев. Речь, в частности, о новых подходах к безопасному возвращению, об уменьшении контактирования.
"Несмотря на сложности, существующая модель, даже с учетом пандемии, позволяет индустрии туризма перепрофилироваться и развиваться, – считает Александр Лиев. – В том числе ресторанной культуре, которая пострадала (и страдает) особенно сильно. Посетителей ресторанов и кафе будет в разы меньше. Но культура высокой кухни, вкусных блюд останется. Многие рестораны уже перепрофилировались под доставку еды. А некоторые – не только собственно блюд, но и полуфабрикатов".
Многие женщины, отмечает глава АИГУ, в условиях коронакризиса вынужденно вернулись к роли домохозяек. И вместо ранее привычных походов в рестораны и кафе – сами балуют родных вкусняшками.
"Заказывать ресторанную еду домой женщины, как правило, стесняются. А вот полуфабрикаты – другое дело, – поясняет Александр Лиев. – Ту же пасту, которую нужно лишь отварить. Суть в том, что завершающий этап приготовления ресторанных блюд хозяйка делает сама".
Да, туристическая индустрия стремительно меняется под влиянием новых обстоятельств. Но остается место для бизнеса, который готов сориентироваться – и предложить потребителям видоизмененный продукт, подчеркивает эксперт.
"В условиях пандемии креативных решений будет все больше. Но какие-то виды бизнеса пострадают. Тот же фестивальный вид отдыха – люди еще долго будут бояться приходить на массовые мероприятия, – отмечает Александр Лиев. – Но приходят онлайн-сети, помогающие компенсировать часть групповой динамики. Есть уже ряд фестов, которые прошли в режиме онлайн. Это – поиск выхода из ситуации".
Государство, по мнению главы АИГУ, в первую очередь должно обеспечить хорошие финансовые инструменты для креативных решений. В частности – низки процентные ставки и грантовую поддержку для стартапов.
"Чтобы можно было пробовать и ошибаться, – подчеркивает Александр Лиев. – В условиях новой реальности – это способ поддержать креативную индустрию. Не раздавать деньги, компенсируя убытки, а поощрять креатив, поиск новых решений".
Ранее сообщалось, что должна сделать власть для привлечения туристов в Украину.
Новости