Главная Новости Бизнес налоги Налоговая реформа «10–10–10» во время войны: уместна ли она и принесёт ли пользу стране
commentss НОВОСТИ Все новости

Налоговая реформа «10–10–10» во время войны: уместна ли она и принесёт ли пользу стране

Налоговая модель «10–10–10» предусматривает снижение ставок основных налогов

25 августа 2022, 18:56 comments2604
Поделитесь публикацией:








Налоговая реформа «10–10–10» во время войны: уместна ли она и принесёт ли пользу стране

Налоги и бюджет

Глава медиа группы "Комментарии" Виктор Гольдский провел пресс-конференцию на тему эффективной налоговой системы в Украине во время войны. Участниками стали координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы Олег Гетман и аудитор, налоговый консультант Елена Макеева. Эксперты обсудили реформы в налоговой системе, их уместность и эффективность в реалиях войны.

На днях известные деятели Украины предложили реформировать налоговую систему, введя другие пониженные ставки налогообложения основных налогов. Было предложено налог на добавленную стоимость (НДС) снизить до 10%, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) снизить до 10%, а также налог на прибыль предприятий снизить до 10%. Дополнительно вводится военный сбор в размере 3%.

Свое мнение относительно того, насколько уместны такие изменения, особенно во время войны и поможет ли такое направление реформирования налоговой выйти из кризиса и поможет восстановить экономику страны, выразила Елена Макеева:

"Во-первых, эта реформа не новая. Она по своей идее очень похожа на то, что мы предлагали в 2015-2016 году. Предложена единая ставка, как это сделали другие страны Евросоюза. Но разница в том, что она — не просчитана эта модель, которая конфликтует с нашими обязательствами с Европейским Союзом в рамках Ассоциации и  она не имеет здравого смысла.

Во-вторых, эту компанию людей, авторов, я бы даже не называла известными и скандал бы не называла громким, потому что это на уровне Facebook и не было никакой профессиональной дискуссии на эту тему. Только какие-то комментарии журналистам.

Я предлагала сделать профессиональную дискуссию с людьми, которые разбираются в налогах, потому что не все в этой компании разбираются в налоговой сфере, но они решили, что это не ко времени. Или просто не готовы.

Это не первая инициатива этой группы. За последние 5 лет они вообще предлагали НДС отменить, вести налог с оборота и прочие разные глупости. То есть, я вижу систематический подход к наработке любой налоговой реформы, правда, не понимаю, зачем этим людям заниматься налоговой политикой, когда у них есть прямые обязательства в профессиональной сфере развития.

В-третьих, на сегодня и Министерство финансов и Министерство экономики и профильный комитет ВР и известные экономисты уже высказались по поводу этой инициативы и, соответственно, уже понятно, что эта инициатива никогда не будет воплощена в жизнь по многим причинам".

Макеева считает, что через несколько недель на эту тему никто не будет вести беседы и все потеряют к ней интерес. Однако она не исключает, что через год появится новая идея от тех же инициаторов.

Олег Гетман также отметил, что не видит шансов у этой реформы быть принятой по многим причинам — от несогласованности с ЕС до разрыва бюджетного в несколько сот миллиардов гривен.

"Мы, как эксперты, много лет исследовали, что нужно сделать в налоговой системе, чтобы она была лучше, привлекательнее для инвесторов и удобнее для бизнеса. И мы обнаружили три таких недостатка, которые стоило бы скорректировать.

Первое – это нагрузка на Фонд оплаты труда – 34% эффективная ставка. Мы провели сравнение с другими странами, похожими на нас по уровню социально-экономического развития, и обнаружили, что это, действительно, единственный случай, где стоит снизить нагрузку на зарплату примерно до 25% совокупно. Компенсировать это мы предлагали за счет модификации налога на имущество, снижения расходов бюджета. Это, конечно, было в мирное время. Сейчас об этом сложно говорить. Год вообще совсем нестандартный.

Дальше – НДС. С НДС ничего не стоит делать в плане ставок. Он у нас среднеевропейский, даже чуть-чуть ниже. Единственная проблема с системой блокировки налоговых докладных, которую стоило пересмотреть и сейчас эта рабочая группа идет. То есть, ее сделать более гибкой, более "френдли" для бизнеса. У нас есть конкретные предложения. Их мы предоставили главе профильного комитета, сейчас идет эта рабочая группа в Минфине. В этом случае — чистое администрирование. Это то, что можно сделать с НДС. Другое, по нашему мнению и мнение наших экспертов, не нужно трогать.

И налог на прибыль. Мы все же считаем, что в таком виде он дискреционный, он несколько способствует коррупции, по нашему мнению, было бы все же интересно рассмотреть модель перехода с этой же ставкой до налогообложения выведенного капитала. На эту тему идут дискуссии — к какому порогу. 

И кроме этого, это перезагрузка основных институций. Это перезагрузка таможенной службы, реформы которой не удалось сделать, нужно внимательно посмотреть, чем займется БЭП и, возможно, стоит перезагрузить и его. Ну и дальше работать уже с органами, институтами, уменьшать коррупцию и т.д. Вот такие направления  налоговой реформы мы видели, которую мы советовали главе комитета, а также закладывали это в план восстановления". 

Гетман добавил, что, по его мнению, и мнению экспертов, ничего другого делать не стоит. Особенно так радикально снижать ставки.

"Прежде чем презентовать реформу "10/10/10", ее авторы заявили о том, что они опросили более 200 бизнесменов, топов и СЕО-предприятий. Им были заданы вопросы о том, что могло бы стимулировать их бизнес и с какими проблемами они сталкиваются при налогообложении их предприятий", — отметил глава медиа группы "Комментарии" Виктор Гольдский.

Также он высказал свое мнение касаемо данной реформы:

"Мне кажется, что такой подход является несовершенным. Во-первых, обсуждать налоговую систему с предпринимателями можно, но делать так, как они советуют, нельзя. К примеру, у преступника ведь не спрашивает судья, какой срок ему назначить — год, два или десять лет. Или в университете у студентов не спрашивают, какую оценку им поставить. Это решает система. Это решает государство. Даже в Конституции, в 67-й статье, закреплен принцип, согласно которому каждый гражданин обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом. Но эта норма должна также соотноситься не только с физическими лицами, но и с юридическими лицами. Не могут юридические лица устанавливать налоговую ставку в стране. Это в целом. А если конкретно, ставки на основные налоги у нас в стране являются среднеевропейскими. Они не являются очень высокими. И основная проблема не в ставках налогов, а в их администрировании".

Напомним, ранее портал "Комментарии" информировал о том, что в Минфине дали совет украинцам – во что вкладывать деньги во время войны, чтобы не прогореть. 




Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новости