Главная Статьи Бизнес госсектор Новая приватизация госимущества во время войны
commentss Статьи Все новости

Новая приватизация госимущества во время войны

Поможет ли объявленная правительством Украины приватизация государственного имущества решить финансовые проблемы экономики Украины

13 октября 2022, 14:35
Поделитесь публикацией:

Правительство Дениса Шмыгаля в 2022 году году объявило о крупнейшей за собственную каденцию передаче государственного имущества на приватизацию – более 800 объектов, которые оцениваются в 45 млрд гривен. Так правительство фактически объявило выход государства из целых отраслей украинской экономики. Происходит это в условиях успешного контрнаступления ВСУ и эскалации на фронте – то есть в условиях, когда нет особого внимания к приватизационным процессам со стороны общества. По мнению экспертов, большая приватизация во время войны – это совсем не тот шаг, которым можно решить современные экономические проблемы Украины.

Новая приватизация госимущества во время войны

Большая приватизация государственного имущества в Украине

Кому выгодна новая приватизация

В идеале приватизация как явление должна создать условия для появления и укрепления условного среднего класса, появления в национальной экономике успешных предпринимателей разного уровня, увеличения возможностей для всех граждан. В обмен на это возрастает ответственность гражданина за свою жизнь, окончательно рушится условно советская модель, где миллионы людей работали "с рассвета и обеда" за фиксированную зарплату, не имея мотивации делать лучше и создавать продукт более высокого качества. К сожалению, такая приватизация в Украине не состоялась.

Во время предыдущих волн приватизации Украина подверглась ограблению, были уничтожены или разворованы целые отрасли экономики. Появились так называемые олигархи, финансово-промышленные группы. Вместо условно рыночной экономики возникла условно феодально-компрадорская экономика. На государственном уровне до сих пор не были предприняты эффективные шаги по решению этой проблематики. Вообще после активизации войны Украины с РФ, с 24.02.2022, многие украинцы потеряли работу, бизнесы, жилье, близких и друзей. Смогут ли эти люди сейчас приобрести какой-то объект государственной собственности? С другой стороны, представители так называемых финансово-промышленных групп, а также иностранные бизнесмены имеют возможности на этой "большой распродаже" "захватить" значительную часть субъектов украинской экономики, что может привести к обострению проблемы "феодально-компрадорской модели экономики" для Украины.

Интересно, но фактически одновременно с объявлением новой крупной приватизации стало известно, что создание в Украине Бюро экономической безопасности закончилось провалом. То есть, правительство объявляет приватизацию в условиях, когда у государства нет работающего органа анализа и контроля в экономической сфере, нет возможности эффективно контролировать уплату налогов и соблюдение законодательства различными субъектами экономической деятельности. Фактически продолжается развитие условной системы, которая изначально была возведена на правилах негативного отбора.

"В Украине сменилось шесть президентов, а система в целом осталась старой советской. Поэтому в приватизации с 90-х и до сентября 2022-го есть одни и те же три вопроса. – говорит "Комментарии" бывший специалист по приватизации Ялтинского горсовета, депутат Верховной Рады V и VI созывов Александр Черноморов. – Первое – приватизация должна осуществляться четко в правовом поле, на совершенной законодательной базе. Есть ли это сейчас? Работает ли сейчас Верховная Рада над решением этого вопроса? Например, у нас до сих пор нет законодательства о имуществе профсоюзов, что позволяет реализовывать коррупционные схемы и поощряет различные злоупотребления. Второе – должна осуществляться реструктуризация. То есть, ведомственные санатории, магазины, другие непроизводственные активы нужно отделять и приватизировать как самостоятельные объекты. Этого не происходит. А это создает условия для появления монополий – той же олигархизации страны, когда несколько человек со своеобразными "историями успеха" контролируют основные отрасли государства. Третье – должны быть прозрачные условия для конкурсов. Но сегодня активно дискутируется тот факт, что глава Фонда госимущества Рустем Умеров якобы приближен к Ринату Ахметову, Роману Абрамовичу и саудовскому принцу. А его заместитель Дмитрий Клименков – якобы к Игорю Коломойскому. Возникает вопрос – в чьих интересах эти люди будут писать условия приватизационных конкурсов? К сожалению, в рамках действующей системы, даже если грамотного, порядочного и профессионального человека пригласить в качестве частного владельца поднимать прежнее госимущество, то такого человека за месяц съедят те, кто много лет кормится по существующим правилам игры".

"Еще при осуществлении приватизации у нас в большинстве своем игнорируют вопросы соцзащиты работников, сохранение и создание новых рабочих мест, – добавляет Александр Черноморов. – Вообще нет аналитики и стратегического мышления относительно развития украинской экономики. К примеру, в Израиле есть министерство стратегического планирования. Там перед принятием решений анализируют несколько вариантов разного развития событий в результате решения. У нас, к сожалению, на государственном уровне такого сейчас нет.

В то же время возникновение дискурса вокруг крупной приватизации говорит об оживлении в Украине тех политических процессов, которые, в первую очередь, основываются на экономических факторах. Есть точка зрения, что нынешняя новая крупная приватизация происходит в пользу и под контролем действующей власти, а влияние отдельных олигархов действительно уменьшилось.

"Нет никаких прямых доказательств, что выходец из фракции "Голос" Умеров близок к Ахметову, – говорит "Комментарии" политолог Владимир Фесенко. – Вообще для украинской политики очень странно выглядит идея, что в одной структуре могут быть одновременно представители Ахметова и Коломойского и как-то руководить, учитывая интересы и того, и другого. На мой взгляд, активизация разговоров вокруг темы крупной приватизации может быть выгодна Коломойскому. Не секрет, что Коломойский с давних времен имел отношение к контролю над Укрнефтью и другими серьезными государственными активами.   Видимо, что-то происходит в этом направлении – с этим и связаны разговоры о том, что руководство Фонда госимущества действует в интересах того, или иного олигарха. Вообще очевидно, что происходят экономические процессы, цепляющие интересы оппонентов действующей власти, поэтому большая приватизация и процессы вокруг нее будут использоваться для критики власти".

Что планируют продать во время большой приватизации

"Большие надежды возлагаются на гиганта спиртовой отрасли "Укрспирт". Стоимость активов предприятия в 2020 году составила 1,2 млрд грн, доход – 1,8 млрд грн,  говорит юридический советник Transparency International Ukraine Андрей Швадчак. - Производственные площадки "Укрспирта" инвестиционно привлекательны, потому что работают, имеют коммуникации и транспортную инфраструктуру. Они могут быть привлекательными для бизнеса, релоцирующегося из опасных регионов.

До войны ФГИ прогнозировал, что продаст имущество спиртовых заводов ГП "Укрспирт" и концерн "Укрспирт" почти за 2 млрд грн. Это вероятная цифра. По данным Prozorro.Продажи, конечная стоимость такого имущества на аукционах в 2021 году в среднем росла вдвое — самый большой рост на 326%. Несколько уступает стоимость активов АО "Хлеб Украины" (1,2 млрд грн) – когда-то ведущий оператор на рынке зерна, в области изготовления хлеба и муки. АО владеет комбинатами и элеваторами почти в каждой области страны".

Попытка продать Укрспирт и Хлеб Украины вызывает много вопросов, поскольку в большинстве экономических доктрин производство хлеба и спирта считаются стратегически важными для государства направлениями. К примеру, из подакцизных товаров, к которым относятся и большинство изделий из спирта, госбюджет Украины получил в сентябре 2022 года 1 млрд гривен – это почти 10% всех средств, которые госбюджет получил от крупных налогоплательщиков. Возможность влиять на цены на хлеб для населения и ситуацию на рынке хлебобулочных изделий в целом в условиях войны и во время послевоенного восстановления тоже является одним из стратегических интересов государства.

Еще "лакомыми кусками" новой приватизации считаются завод порошковой металлургии в Броварах, ГП "ГНИ Кривбасспроект", которое специализируется на аналитических, исследовательских, инжиниринговых и проектных работах в сфере добычи и переработки минерального сырья, ГП "УкрНТЦ "Энергосталь", которое проектирует и реконструирует горно-металлургические и машиностроительные объекты, ГП "Львовское специальное конструкторское бюро "Топаз", более 20 лет производящее ювелирную продукцию.

Также интересно, что инициирована большая распродажа и ликвидация госимущества научной отрасли – продают 31 объект, ликвидируют 20. На фоне скандалов с попыткой Китая приобрести украинское предприятие "Мотор-Сич" возникают новые вопросы. Предусмотрена ли защита украинской интеллектуальной собственности и научной инфраструктуры от поглощения, например, признанной нашими партнерами США стратегической угрозой Китаем, чьим сырьевым придатком является страна-агрессор РФ? С другой точки зрения, даже при отсутствии внешних угроз простая перестройка государственной научной и производственной инфраструктуры в торговые центры и многоэтажная жилая застройка выглядит довольно сомнительно с точки зрения стратегического развития государства.

Кроме больших активов продают и многие объекты, которые потенциально должны быть интересны малому и среднему бизнесу. Среди них есть экстравагантные лоты – как аренда помещения вестибюля здания Главного управления Национальной полиции в Винницкой области, так и разнообразные объекты, которые потенциально могут быть интересны гражданам для запуска производств и развития бизнеса. Этот список ежедневно дополняется новыми лотами. В случае, если государство предпримет шаги в пользу среднего класса, это может оказать положительное влияние на экономику.

"Приватизацию госимущества нужно делить на большую и малую, это два разных процесса, – говорит "Комментарии" экономист Алексей Кущ. – Малая приватизация во время войны может дать эффект для малого и среднего бизнеса. Это продажа транспорта, складов, нежилых помещений. Но главное – не рассматривать это как источник доходов. Это только стимул для развития малого и среднего бизнеса, снятия с государства расходов на содержание объектов".

"Вообще малую приватизацию можно развивать, – продолжает Алексей Кущ. – К примеру, продавать некоторые объекты за 1 гривну под гарантии профильного использования. При этом создать пакет стимулов: предприниматель покупает объект в провинции и получает возможность получить льготный кредит у госбанка под производство. Также ввести льготный период для уплаты налогов. Выполненная, таким образом, малая приватизация может помочь экономике во время войны".

Кому выгодна приватизация

Большая распродажа госимущества происходит в условиях, когда украинская экономика переживает кризис, а выполнение государством своих обязательств перед гражданами зависит от помощи западных партнеров Украины.

"Без учета грантов от международных партнеров, доходы покрывают менее 60% расходов сектора госуправления (это госбюджет, местные бюджеты и пенсионный фонд). – говорит главный экономист инвестиционной компании Dragon Capital Елена Билан. – Чем больше мы получим от иностранных партнеров – тем лучше, но и 38 миллиардов долларов выглядит достаточным объемом. Правительство рассчитывает, что эта сумма поступит в виде займов, это может создать проблемы с точки зрения динамики госдолга, поскольку тогда соотношение долга к ВВП может достичь отметки в 100% и даже больше, в зависимости от курса гривны и динамики ВВП. На мой взгляд, часть финансирования будет поступать в виде грантов. Например, США предоставляет финансирование именно в виде грантов".

Эта ситуация в экономике должна побуждать Правительство искать решение, чтобы в кратчайшие сроки избавить экономику от финансовой зависимости и создать условия для послевоенного восстановления, учитывая весь опыт прошлых лет. Но новая "большая приватизация" не выглядит шагом для решения этих задач, тем более ориентированная выручка от распродажи в размере 45 млрд грн вообще не решает ни одной из финансовых проблем. Более того, эта сумма на порядок меньше тех денег, которые можно было бы с помощью этих активов заработать в пользу государства и граждан.

"Большая приватизация очень четко коррелируется с поступлением иностранных инвестиций в экономику, – говорит финансовый аналитик Алексей Кущ. – Наибольшие объемы инвестиций были в 2004-2005 и 2010-2012 годах – именно тогда были наибольшие объемы поступлений от приватизации. Это портфельные иностранные инвестиции. Они коррелируют с уровнем развития экономики и суверенными рисками. Поэтому большая приватизация во время войны – это абсурд. Сложно найти группу, которая сейчас будет вкладывать сюда деньги. Тем более, государственная собственность в основном в таком состоянии, что требует реновации, то есть, приобретя большую госсобственность, кроме самой покупки потребуется вкладывать еще и значительные деньги в существенную модернизацию объекта".

В кризис идея обширной приватизации вообще выглядит абсурдно и с точки зрения государственных интересов.

"Во время войны или кризиса государству нужен инструмент для реализации собственной промышленной политики, – продолжает Алексей Кущ. – Это контрциклическая политика, а ее инструментами являются госбанки, институты развития, госкомпании. На Западе в условиях кризиса государство, наоборот, покупает собственность для поддержки экономики. В Германии во время кризиса государство покупало пакеты акций Люфтганзы, в США ФРС США покупали пакеты акций корпораций. У нас же фактически распродажей в виде новой приватизации режут кур, несущие золотые яйца.

К примеру, спиртзаводы. Существуют проблемы с экспортом аграрного сырья. Нам нужно переходить к переработке, чтобы производить конкурентоспособную продукцию с добавленной стоимостью. На микроуровне это выдача грантов на создание перерабатывающих предприятий. На макроуровне – объединение спиртзаводов в государственную биотопливную компанию. Это создаст мощный спрос на сырье. Поддержит внутренние и внутренние цены на аграрное сырье. Это также позволит усилить энергетическую независимость Украины. 30% биотоплива можно было использовать на нужды армии, заменить им импортное топливо. У нас сейчас происходит все наоборот – спиртзаводы скупают крупные производители водки, чтобы получить лицензии. А потом режут эти заводы на металлолом".

Эксперт согласен с тем, что сейчас фактически Правительство пытается распродать активы и один раз получить деньги, вместо того, чтобы модернизировать госсобственность для дальнейшего регулярного получения доходов. Это выглядит как попытка по каким-то причинам залатать какие-то дыры, а все проблемы, которые возникнут вследствие потери активов, переложить на следующих руководителей, которым с этим придется столкнуться через некоторое время.

"Сейчас режут целые кластеры – говорит Алексей Кущ. – В условиях, когда во время войны государство много берет в долг.   Это нужно будет отдавать, поэтому госсобственность, предприятия, целые кластеры экономики – это инструменты, чтобы потом регулярно зарабатывать деньги и минимизировать давление на экономику, с меньшими потрясениями справиться с возвратом военных займов".

Также со стороны Правительства и действующей власти до сих пор не слышно о программах восстановления территорий после деоккупации – Крыма и Донбасса. Не было анализа, какие предприятия и целые отрасли уже сейчас нужно готовить под такое возобновление, как это организовать так, чтобы это наиболее эффективно подпитало экономику Украины. Возможно ли какие-то негласные планы разрушить и распродать государственное имущество, чтобы дать заработать на восстановлении Украины каким-то иностранным корпорациям, финансово-промышленным группам с сомнительными историями успеха, третьим лицам, которых мало беспокоит сила и самостоятельность экономики Украины.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новости